Завтра, на литургии, будет прочитано священником одно евангельское зачало. В нем будет идти речь о Закхее-мытаре.
Сей муж был начальником мытарей и очень богатым человеком. Жил он в Иерихоне и имел одну физиологическую особенность – малый рост.
Кто такие были мытари? Это были люди из среды евреев, состоящие на службе у римлян, которые во времена, описанные в Евангелии, оккупировали и захватили земли Израиля. Римляне для еврейского народа являлись поработителями, теми, кто лишил их национальной независимости. У Рима было право закона. Также они собирали налоги с порабощенного народа. Для этого и были выбраны люди из местной среды, которые и собирали эти налоги. Скажем мягко: делали это выбранные евреи весьма жестко. Многие на этом сборе налога весьма обогатились. В их числе был и Закхей. Более того, судя по тексту, его усердие было замечено, и он стал начальником мытарей в Иерихоне.
Из Евангелия от Луки мы читали или слышали о том, что произошло далее. Он узнал, что Иисус Христос будет проходить через город, но большая масса любопытствующих людей не позволила ему Его увидеть. Тогда он принял парадоксальное решение для своего положения. Напомню, что был он мал ростом. И Закхей решается залезть на смоковницу, чтобы все-таки увидеть Того, о Ком говорят все жители Иерихона.
…Нужно представить себе нечто подобное в современных нам обстоятельствах. Вроде того, что на дерево залез взрослый человек, должностное лицо, и притом очень богатый. Надеюсь, что вы все обладаете достаточной фантазией, чтобы это просто в уме представить, и тогда вы меня поймете.
Так вот, Закхей залез на дерево, не побоявшись насмешек и пересудов, которые были неизбежны. Но Христос проходил мимо, увидел его и обратился к нему, именуя: — «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня Я буду у тебя в доме». И можно не сомневаться (хотя Евангелие об этом умалчивает), что Закхей приготовился на славу, ведь он был богат и мог позволить себе многое… « и принял Его с радостью» (Лк. 19:6). Читаем же далее: многие стали роптать и говорить Господу, что Закхей — грешный человек. И по человеческим рассуждениям можно было подтвердить, что правда была на их стороне. Но Божия правда – это нечто иное, иные суды, иное решение…
Закхей же дома во время трапезы встал и сказал: — «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Он вспомнил свое имя – Закхей (что значит – праведность, достоинство, чистый). Вспомнил, что нажил богатство, но какой ценой?! Осознал и прервал свое «греховное» молчание и житие. Закхей не только сказал, но и сделал. Поэтому, память его, как святого, совершается 20 апреля ст.стиля/ 3 мая н.ст.
Чему нас научает сей Евангельский архетип?
В первую очередь – героизму.
Надо быть весьма смелым человеком, чтобы в возрасте и при такой, хотя и отрицательной, но известности, совершить поступок – залезть на дерево. Повторюсь еще раз, ссылаясь на современные реалии. Кто-то из людей начал бы презирать и осуждать, другие же надсмехаться, у нас же «любят втоптать в грязь князей», а иные крутили бы пальцем у виска и вызвали бы помощь из больницы с «Ершова поля» г. Казани…
Потом нужно научиться у Закхея и тому, что он победил тщеславие.
Ему было все равно, что о нем подумает человеческое мнение. Его сердце отозвалось. И Господь сказал ему о спасении. Но мы поступаем не так. Мы более угождаем людям, нам людей не хочется обидеть так или иначе, потому что, у них есть о нас мнение. А Бога обидеть? Ну, Он так далеко, Ему — все потом. И здесь я не побоюсь примеров, ибо они вопиют в след нас…
— Батюшка, у меня юбилей, люди придут, можно я их непостным встречу?
— Так пост же, строгий! Перенеси, весь год же юбилейный?! – Не хочу, у меня юбилей и уважаемые гости…
Или с поминками также.
— Рыбу можно?
— Нет!
— А жареную?
— Конечно нет, вы же хозяйка, вы сами решаете, что ставить вам на стол, но согласно Церковному Уставу. Сейчас идет пост, причем строгий, а не двунадесятый праздник. Люди, если пришли, то по любви к усопшему, они — гости.
— А тогда можно суп с рыбой из консервов?
(Простите за лирическое…)
Так вот. Не люди нам судьи, а наша совесть. У Закхея, она проснулась, поэтому мы его и чтим. А наша совесть? Слышим ли мы ее или и ее заставляем молчать?! Мы рабы людей или Бога?! Мнения или истины?! Душа Закхея была потрясена, он увидел Любовь и Милосердие, Бог не погнушался его греховности и он изменился…
Таким образом, мы начинаем наш путь в сторону Великого Поста. На следующей седмице мы будем вспоминать мытаря и фарисея, потом блудного сына, и от каждого из них мы должны научаться чему-то, что позволит нам, христианам, хотя бы отчасти понять великий крестный путь Спасителя, который Он совершил, ради меня, ради вас, ради всего грешного мира.
Аминь и Богу слава.
Иерей Владимир Борков
Просмотров: 141