Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
19 января отмечается день Крещения Господня — один из двенадцати главных церковных праздников. В чем же его смысл?
На протяжении тысячелетий Господь готовил людей к Своему пришествию. Говоря через пророков, Он открывал те события, по которым люди смогут понять, что настало время Его пришествия в наш мир. Одним из таких указаний в Ветхом Завете было следующее: должен прийти тот, кто будет возвещать всем о пришествии в мир Спасителя. Таким человеком был пророк Иоанн, прозванный впоследствии Предтечей и Крестителем Господним:
«как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мк. 1:2).
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1:4).
«Иоанн же … проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:6-8); «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; … Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).
Из вышеприведенных текстов Священного Писания видно, что люди крестились в воде для прощения грехов — через покаяние и погружение их пророком Иоанном в воды реки Иордан. Такого действия еще никто из пророков, приходивших до Иоанна, не совершал.
Когда пришел к Иоанну Христос, с просьбой о крещении, «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14,15).
В то же время, когда пророк Иоанн крестил Христа, был голос с неба от Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17) , «и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16).
В этот момент Бог открылся людям во всей Своей полноте: Бог-Троица — неслитная и нераздельная. Поэтому праздник Крещения по-другому называется Богоявлением.
А теперь подумайте: для чего безгрешному Богу нужно было принимать крещение? Ведь вода стала той средой, которая впитывала в себя грехи людей.
Дело тут вот в чем. Во время крещения Иисуса Христа произошло противоположное: весь груз грехов, смытых Иоанном с тысяч людей, вошел в тело Христово, и на протяжении 3-3,5 лет проповеди Господь нес этот груз на Себе, чтобы затем на кресте смыть эти грехи Своей кровью. Это была последняя кровавая жертва за наши преступления. Все животные, которые приносились в жертву за людские грехи в ветхозаветные времена, были лишь прообразом Самого Иисуса Христа. После воскресения Господа принесение в жертву животных было упразднено Им Самим за ненадобностью, и теперь в Церкви приносится бескровная жертва: хлеб и вино во время Литургии становятся Телом и Кровью Христовыми. И тот, кто причащается, может видеть на самом себе действие Таинства Причастия: болезни постепенно утихают, в душе появляются мир и спокойствие, воздействие бесов и колдунов не достигает своей цели и т.д., потому что Кровью смываются наши греховные наклонности уже внутри нас. А телом мы становимся едиными со Христом, оставаясь при этом самими собой.
Но вернемся к празднику.
И вот с тех давних пор по молитвам верующих Господь снова и снова очищает водное естество Земли, даруя нам еще один источник благодати — крещенскую воду.
А теперь давайте разберем следующее:
Суеверия и ошибки, относящиеся к празднику Крещения Господня, которые существуют в народе:
- Различны по своей силе вода Богоявленская и Крещенская. Это суеверие, видимо, пошло из-за того, что освящение воды совершается 18 и 19 января, т.е. накануне и в день Крещения. Вода эта совершенно одинакова, т.к. чин освящения один и тот же. Только нужно понимать, что не сама эта вода имеет какие-то магические свойства, а сила Божия (благодать) пронизывает воду, придавая ей очищающее, освящающее и целительное действие. И вот с помощью благодати Божией мы очищаемся, изгоняем бесов и т.д. Вода становится неким аккумулятором благодати Божией.
- Если искупаться в проруби, то смываются грехи. Полнейшая чушь. Получается так: я в течение года буду грешить, например, пойду убью кого-нибудь или изнасилую, искупаюсь в проруби и всё — я уже святой, безгрешный человек. Это не верно. Грехи с нас смываются водой в одном случае: когда человек проходит через Таинство Крещения (не путать с окунанием в прорубь на праздник Крещения). Это Таинство совершается один раз в жизни. Кроме того, грехи «смываются» с души во время Таинства Исповеди, причем нужно еще принести достойные плоды покаяния, т.е. совершенно исправить свою жизнь. Крещенская вода лишь дает дополнительную силу для борьбы с нашими грехами и страстями. Поэтому, искупавшись в проруби, мы можем получить эту силу, которой должны воспользоваться по назначению.
- Перед купанием в проруби нужно выпить чего-нибудь покрепче для храбрости, и чтобы не замерзнуть. Ну что ж, приложите еще один грех к другим своим грехам. И вместо благодати, получите осуждение. Лучше уж просто умыться святой водой, но не грешить. Больше пользы будет.
- Непременно нужно погадать в дни Святок. Так вот: человек, занимающийся гаданиями, вызыванием духов умерших, чародейством, колдовством, астрологией (или верящий гороскопам), магией и т.д., обращается напрямую к нечистой силе и автоматически отлучает себя от Бога. Еще в Ветхом Завете Господь дал запрет пророку Моисею: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Книга Второзакония, глава 18, стихи 10-12). Таким образом, кто хочет стать врагом Божиим, тот может заигрывать с нечистой силой и дальше. Конец будет один — вечные мучения в аду. И не потому человек попадет в ад, что Бог его туда отправит, а он сам, став противником Бога, не сможет войти в Царство Небесное.
Давайте же не будем обрекать себя на страдания не только в вечной, но и в этой жизни. Попросим на исповеди у Бога прощения, если неправильно верили, или совершили какое-либо действие, отсекающее нас от Источника жизни, и постараемся жить по заповедям Божиим, которые являются нашей оградой от всяких опасностей.
Аминь.
Священник Дионисий Вырдин
Просмотров: 473