Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Сегодня в воскресном евангельском чтении Господь в притче о Сеятеле показывает нам все человечество. Притча начинается со слов, что Сеятель вышел сеять. Иное зерно упало при дороге, иное на скалы, иное попало в терние, а иное зерно упало в плодородную землю. Те зерна, что были при дороге, затоптали и птицы расхитили их. Те, что упали на камни, засохли. Из-за выросших терний, зерна, что были среди них, погибли. И только те зерна, что попали в плодородную землю, проросли и принесли богатый плод. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! «Эти последние слова указывают на сокровенный смысл притчи» (свт. Николай Сербский. См. в примечаниях 2).
Ученики же спросили у Господа, что значит притча сия? И Он ответил. Семя – слово Божие, разная почва земли — это души и сердца человеческие. Зерно при дороге, «это слушающие, но приходит лукавый и уносит из сердец их слово Божие, чтобы они не уверовали и не спаслись» (стих 12). «Народу Господь сказал: было потоптано, и птицы небесные поклевали его, а ученикам говорит: приходит диавол и уносит слово из сердца. Как семя, упавшее при дороге, топчут люди и клюют птицы, так диавол топчет и клюет посев Божий, слово Божие в сердце человеческом» (см. 2). Господь говорит здесь о людях, которые услышали голос Божий, но остались глухи и равнодушны к нему. Они поверхностны и не мудры, поэтому не сберегли слово Божие, как сокровище своего сердца, и лишились его, как нерадивые великого дара веры.
А упавшее зерно на камне – это люди, которые испытывают радость о Боге, но веруют не постоянно, не укоренены в вере, и когда наступают гонения или трудные обстоятельства, то падают. Эти сердца преисполнены земным благополучием и поэтому наполнены страхом, и не созвучны небу из-за тяжести их. В их сердцах земли более, и сомнение гложет их «… если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим? И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю» (см. 2).
Обратимся же к истории Церкви.
III век. Римская империя. Гонения на христиан. Император Декий. Всего три года: 249-251 гг. И сколько случилось падений. Отступничество было массовым. «Страх поразил всех, — писал епископ Дионисий Александрийский, — многие и не из маловажных явились сразу; одни, уступая страху, другие, будучи чиновниками, — по обязанности службы, третьи, увлекаемые окружением. Одни были бледные и дрожащие, как будто не они должны были принести жертву, а их самих приносили в жертву идолам, и потому над ними смеялась толпа»…(см. 3). Не молчит в своих письмах и свт. Киприан Карфагенский: «Были такие, что не ждали вызова, чтобы подняться на Капитолий, ни вопроса, чтобы отречься.… Сами они бежали на форум, спешили к смерти, как бы давно уже хотели этого.… И – предел преступления! – детей тащили родители, чтобы те с первого возраста потеряли то, что получили на пороге жизни»… (см. 4).
Продолжая о притче: «А упавшее в терние – это те, которые, слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (стих 14). Чрезмерная забота, привязанность к богатству и страстные влечения способны опутать тернием сердце, подавить и затенить в нем слово Божие и заглушить всякое доброе и надмирное в нем. Апостол Петр свидетельствует: «… ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2, 19). Тексты Писания всякого человека научают стремиться к высшему обетованию. Второзаконие гласит: «… не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа…» (Втор. 8, 3) и снова через свое послание говорит первоверховный апостол Петр о том, что должно быть единственным на потребу: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5, 7). «Одну единственную заботу возлагает на нас Господь – заботу о душе, о спасении души» (см. 2).
«А упавшее на добрую землю – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (стих 15). Добрая, плодородная земля в притче – это сердца, исполненные глубины, открытые для Бога, слышавшие голос Его и отзывающиеся не только скорым слышанием, но главное, исполнением (Иак. 1,19). Они влекутся жаждой познания и не успокоятся, пока не обретут искомое, по слову блаженного «Ты создал нас для Себя и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (см. 5).
И вот, когда мы вспоминаем евангельскую притчу, Господь говорит, что для некоторых Он вынужден говорить иносказательно, через притчу, так как «…они, видя не видят и слыша не разумеют» (стих 10). А иным, дано знать, и для них открыты тайны Царства Божия. Ибо они способны принести плод богатый, «сторичный», такой необходимый для вечного спасения души.
И важно нам понять и еще одно смысловое значение притчи о сеятеле и зернах. Сердце человека бывает разным. Сердца наши подчас наполнены гибелью неплодных путей, имеют тень от терний и треволнений греха, испытывают сомнения и страх земли и каменеют от нечувствия, но приходит «лето Господне благоприятное» (Ис. 61, 2) и оно, сердце, отзывается. А значит, способно стать плодородным. И совершиться то, что описывает нам Евангелие о благоразумном разбойнике, который в последние часы своей жизни «…сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И услышал истинное обетование: «… ныне же будешь со Мною в раю!» (Лк. 23, 42-43). Главное – слушать и слышать. «Поэтому Христос и взывает к людям с начала до конца истории: кто имеет уши слышать, да слышит!» (см. 2). И более того сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. <…> Имеющий ухо да слышит…» (Откр. 3, 20-22).
И еще. Господь через эту притчу говорит: «Я сею Свое слово в этом мире и каждый человек в своей жизни его слышит. Нет ни одного человека, который бы не слышал внутренний голос совести». А голос совести – голос Бога. Это Его семя…
Аминь и Богу слава.
Проповедь иерея Владимира Боркова, настоятеля храма Пророка Божия Илии г. Нурлат
Примечания:
- Библия. Российское Библейское Общество. Москва 2011.
- Свт. Николай Сербский (Велиримович). Беседы.
- Свт. Дионисий Великий. К Фабию, епископу Антиохийскому.
- Свщмч. Киприан Карфагенский. Книга о падших.
- блж. Августин Иппонийский. Исповедь.
Просмотров: 912