Похороны и поминки

ПОХОРОНЫ

 ЗАГРОБНАЯ УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Страшный судСмерть – неизбежный этап в жизни каждого человека. Это дверь в другой мир – мир духовный, бестелесный. Что же происходит с душой человека после его смерти?

Когда св. Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения, то Ангел отвечал ему: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, — получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершенно, отчего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить на земле, где хочет.

Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих». В девятый день Св. Церковь совершает молитвы и Бескровную Жертву об усопшем, чтоб душа его удостоилась быть причтенною к лику святых молитвами и предстательством девяти Ангельских чинов. Св. Макарий Александрийский по откровению Ангельскому говорит, что «после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители Святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений Святых она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы мне, сколько я суетилась в том мире. Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной». По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу».

Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний обычай иудеев – оплакивать умерших сорок дней, Св. Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен постановила правилом творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней и, особенно, в сороковой день. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так точно и Св. Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные Жертвы об усопшем, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы (сатану), и получить в наследие Царство Небесное. Св. Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает: «После вторичнаго поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключении». Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а посему справедливо заповедует Св. Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.

О загробной участи души, кроме того, можно почитать здесь или скачать книгу иеромонаха Серафима Роуза «Душа после смерти» в электронном формате.

 

ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ

Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами.

Сразу после смерти тело («мощи усопшаго») омывается – в знамение (в знак) духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал перед Лицем Бога по Воскресении. Основанием для этого благочестивого обычая служит пример Божественного нашего Искупителя, Пречистое Тело Которого, по свидетельству святого Иоанна Златоуста, по снятии со Креста было омыто, а также пример христиан времен апостольских, имевших обычай омывать тела своих усопших (Деян. 9, 37).

Омовение усопших мужчин совершается мужчинами, женщин – женщинами. Тело кладут на постеленное на полу полотно (либо клеенку) и, читая молитву «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» моют его водой с мылом (можно использовать при этом мочало или губку). Все использованные при омовении вещи сжигаются.

Затем усопшего облачают в чистые одежды. Гроб перед положением в него тела усопшего окропляется святой водой. Можно окурить гроб ладаном: кадильницу с курящимся ладаном ставят в гроб и на некоторое время закрывают крышкой. После этого тело кладут в гроб, руки складывают на груди крестообразно, окропляют святой водой и накрывают покровом. На лоб усопшему возлагают венчик (отрезается от разрешительной молитвы), на грудь кладется иконка: мужчине – образ Иисуса Христа, женщине – образ Божией Матери. На шее христианина должен быть нательный крестик.

Христианин должен помнить, что, если он умирает без креста на шее, то по правилам церковным отпевать его не положено (т.к. были случаи, когда человек перед смертью срывал с себя крест в знак отречения от Бога). Крест снимать с себя нельзя никогда, даже в бане.

В комнате, где стоит гроб, на столе должны стоять икона, зажженная лампада, либо свечи. В домах близких родственников усопшего, а также тех, кто соблюдает траур, до сорокового дня также должны стоять икона, зажженная лампада, либо свечи.

Нельзя ставить стакан с водой, продукты и фотографию покойного. Не разрешается класть в гроб никаких вещей: игрушки, расческу, сигареты, протезы, очки и другие вещи. Это является языческим обрядом, не имеет с православной христианской верой ничего общего и привлекает нечистую силу.

***

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли.

Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы. Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки (трапеза) не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от нас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва, а также милостыня нуждающимся с просьбой помолиться за душу покойного.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожита земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

В течение трех дней вплоть до погребения тела читается Псалтирь по усопшему. Порядок чтения можно узнать у священника, либо в соответствующей литературе. Лучше всего, если читать будут родственники покойного, молитва которых за него наиболее искренняя, нежели у людей, приглашаемых со стороны.

Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на небо по так называемым мытарствам. Св. Кирилл Александрийский говорит: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел (т.е. бесы). Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет, и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но, будучи принята Св. Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах».

ОтпеваниеПервейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины – первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае, можно отпеть заочно.

Во что бы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация – чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

Все это относится только к тем христианам, которые не окончили свою жизнь самоубийством.

Самоубийцу хоронят без креста на шее, без церковных атрибутов (венчика, креста в руке, икон, покрова, разрешительной молитвы и др.), т.к. он не является членом Церкви.

Отпевать самоубийц и молиться за них нельзя, т.к. это весьма опасно для жизни молящегося. Чтение особых молитв допускается только в исключительных случаях и только с благословения священника.

На могилах самоубийц не ставят крестов и памятников с изображением креста. Хоронить самоубийц положено за пределами кладбища.

«Лишаются отпевания и церковного погребения умышленно утонувшие в воде, или умершие от пьянства, или убитые в разбоях и орудием каким смерть себе причинившие, вообще самоубийцы, исключая только самоубийц, бывших в помешательстве ума .» («Учебный Устав Богослужения». Свящ. К.Никольский. — Т. III. — с.174-175)

ПОМИНКИ

До сорокового дня необходима домашняя молитва за усопшего: Псалтирь, акафист за единоумершего, соответствующие молитвы (в молитвослове).

На девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды – моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн. Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именин покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

Нельзя умершего поминать спиртным, лить водку на могильный холм, носить продукты на кладбище. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, православные люди вкушают особую пищу – кутью (рис с медом и изюмом), блины с медом, кисель. В постный день (это среда и пятница в течение всего года за исключением сплошных седмиц, а также в Рождественский, Великий, Петров, Успенский посты) и пища должна быть постной.

Нужно знать, что поминки проводятся не с целью поесть и попить как можно больше, повкуснее и попробовать всего с поминального стола, якобы для того, чтобы покойный был сыт, а для того, чтобы на совместной трапезе «соборно» (вместе) помолиться о душе усопшего.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения – на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Просмотров: 156

Комментарии закрыты.