История церкви
Первые упоминания о церкви в селе Биляр-Озеро относятся к началу XVIII века. В исторических источниках имеются упоминания, относящиеся к церкви, датируемые 1731 годом, но, вероятно, православный храм построен был ранее. Чуваши-язычники, которые пришли сюда с побережья реки Волги, двигаясь вверх по Черемшану, поселились в селе и были крещены еще в начале XVIII века. То, что они были язычниками, подтверждает наличие Киремети (языческого капища) в ближайшем лесу.
После их крещения в селе Биляр-Озеро была построена деревянная церковь, которая была названа в честь Преображения Господня. Отсюда и двойное название села: Преображенское Биляр-Озеро. Здание церкви было деревянным и небольшим. В XIX веке, по-видимому, оно не вмещало всех верующих села. Поэтому рядом со старым храмом был построен новый. Старое здание было разобрано и перевезено в село Елаур, где впоследствии сгорело.
Нынешний деревянный храм был построен в 1870 году по проекту архитектора Тона на месте обветшавшего. В 1904 году возведен новый придел во имя Казанской иконы Божьей Матери. На данный момент действует лишь главный престол. Внутри сохранились некоторые фрагменты росписей, возможно XIX века.
Церковь относится к типу четверик на четверике с шатровым завершением и главкой на глухом барабане с восьмигранным шатровым основанием. Во фронтоны крыши первого яруса вставлены иконы. Апсида – пятигранная, под скатной крышей. Фасады трапезной и апсиды декорированы треугольной аркатурой опирающейся на декоративные пилястры. Трехъярусная невысокая колокольня по типу восьмерик на четверике завершена шатром с главкой на тонком барабане. Боковые входы в церковь акцентированы крыльцами с двускатными крышами на двух колоннах. Храм является памятником, отражающим классицистическое направление эклектики в архитектуре второй половины XIX века.
Обратимся к истории колоколов храма.
Существует предание, что колокола, сорванные комсомольцами-активистами во время разорения церкви, были уничтожены. Даже есть такая версия, что их утопили в местном озере.
На колокольне церкви сейчас находятся несколько колоколов. Самый старый и самый большой колокол датируется 1901 годом отлива. Удивительно и пока необъяснимо, почему надпись на колоколе, находящемся в православном храме, выполнена на немецком языке: «EHRE SEI GOTT IN DER HOHE!», которая в переводе означает «Честь будь всевышним Богом!» или «Честь будь Богом в высоте». И изготовлен колокол был в далекой Вестфалии, одной из земель Германии, о чем также свидетельствует надпись на немецком языке. Встает вопрос: как колокол, отлитый в Германии, мог оказаться в российской глубинке? Нет ли здесь связи с поселениями поволжских немцев, ближайшие из которых находились в соседней Куйбышевской области и были выселены в 1941 году?
Возможно, при восстановлении храма в селе Биляр-Озеро была использована утварь из разных храмов, в том числе и лютеранских.
А в 2004 году на пожертвования прихожан были приобретены ещё несколько колоколов разных размеров и звучаний.
Теперь начало каждой службы сопровождает созвучие зычного звона старого колокола с перезвоном новых колоколов.
Многое об истории церкви уже никогда не узнать, так как письменных источников о храме практически не осталось. Так о второй половине XVIII века есть упоминание о том, как в 1773 году восставшие из отряда Осипа Енгалычева (сподвижника Емельяна Пугачева) повесили за грабеж попа Биляр-Озерской церкви.
XIX век – век постройки новой церкви. В конце XIX- начале XX века приход церкви включал помимо села Биляр-Озеро деревню Гайтанкино (Абдрахманово, Новое Биляр-Озеро) и Малое Чулпаново (Куклинку). В общей сложности это было 349-389 дворов. Национальный состав прихожан – русские и чуваши. Кроме того, в начале XX века имеются упоминания о проживании в приходе сектантов (7 дворов, 21 человек).
В это же время при церкви действовала земская школа, в которой обучалось примерно 40 мальчиков и девочек.
Церкви принадлежала земля в размере 33 десятин (в конце XIX века), 66 десятин (в начале ХХ века).
Примерно в 1906-1907 годах у церкви посажены березы. По рассказам старожилок села, будучи, совсем молоденькими, они ходили поливать саженцы, при этом они наряжались в лучшие чувашские наряды, как на праздник.
В старину считалось большой честью быть похороненным у стен храма. И сейчас сохранилось несколько надмогильных плит во дворе церкви. По преданию – это захоронения священников, служивших в храме, их дети, а также наиболее состоятельные люди деревни. Хорошо сохранилось надгробие младенца Василия, почившего в 1886 году.
Негативное отношение к религии в Советском Союзе не могло не отразится на судьбе церкви. Трагична история церкви во второй четверти XX века. Но, несмотря на жестокое отношение к религии в годы советской власти, храму удалось избежать полного уничтожения.
В 1931 году богослужения были запрещены. Церковь была закрыта. Комсомольцы-активисты решили искоренить религию в селе, и варварским способом ими были сорваны кресты, маковки и колокола. Церковную утварь и иконы не уничтожили, а разобрали верующие села или убрали на чердак.
Здание храма решено было использовать, как сельский клуб. Но основная часть населения неохотно шла туда, т.к. люди боялись Божьего наказания за такое святотатство, и клуб перенесли в другое место. В церкви стали хранить зерно, а затем несколько лет, до 1946 года, храм был просто закрыт.
А в 1946 году, увидев в газете статью о разрешении открытия храмов в СССР, две жительницы села, Сиплатова Анна Яковлевна и Сиплатова Марфа Кузьминична, поехали в райком партии. Председатель РИКа Логинов вынужден был разрешить восстановить и открыть церковь. В этом же году силами верующих села и ближайших деревень она была восстановлена. Сюда приносили и привозили иконы и церковную утварь из других разрушенных храмов. Зимой 1946 года церковь вновь начала действовать. Священник, которого прислали, прослужил с месяц. Затем его сменил отец Назарий.
К сожалению, пока не удалось узнать, кто первым служил в Биляр-Озеро.
По данным справочной книги Казанской епархии священником с 1896 года был Василий Никанорович Троицкий, окончивший курс Семинарии по 2-му разряду. Диаконом служил Григорьев А. Г., закончивший Симбирскую чувашскую школу и работавший учителем Гайтанкинской школы грамоты с 1898 года.
Долгие годы с 1956-1984 в нашем храме прослужил священник Иван Петрович Акимов (отец Иоанн).
Из его послужного списка известно, что родился он в 1893 году в селе Старое Резябкино Клявлинского района Самарской губернии. Окончил 3 класса приходской школы. Женат на девице Иустинии Тимофеевне, урождённой Шайбулатовой. Жил в родном селе с родителями и занимался хлебопашеством до 1915 года. В 1915 году взят на военную службу. В 1917 по возвращении из армии был взят в трудовую армию на два года. После жил дома, занимался хлебопашеством до 1924 года.
С 1924 по 1930 состоял вольнонаёмным псаломщиком в родном селе.
В 1930 году был рукоположен архиепископом Куйбышевским Александром во диаконы, и определен на служение в село Новокувак Куйбышевской области.
И, как многие в те годы, отец Иоанн пострадал за свои религиозные убеждения. С февраля 1931 г. он был в заключении до октября месяца 1933 года. Затем жил в родном селе.
В сентябре 1934 г. Алатырским епископом Серафимом рукоположен в сан священника и определен на служение в село Эшмикеево Яльчикского района Куйбышевской области.
6 октября 1937 г. он был вторично арестован по статье 58-10 и находился в заключении до 6 октября 1947 года.
По возвращении из заключения жил в родном селе по 1949 год, служил в селе Сана Куйбышевской области. 1 сентября 1949 г. в третий раз был арестован и вернулся домой только в конце 1955 г.
В 1956 году 20 сентября указом за номером 184 архиепископом Иовом назначен в село Биляр-Озеро Октябрьского района ТАССР.
Труден, тяжёл был его путь, но ничто его не сломило, всё было пройдено, пережито. И в наше время многие с уважением вспоминают отца Иоанна, прослужившего в Спасо-Преображенском храме 28 лет.
Последние годы своей жизни он служил вместе со священником Леонидом Смирновым.
Отец Леонид был родом из деревни Тумба Юхмачинского района. Проработал он столько же лет, сколько и отец Иоанн. Очень многое было сделано им для храма, в частности при отце Леониде была проведена реставрация, и внутреннее убранство храма приобрело современный вид. Впоследствии о. Леонид принял монашеский постриг с именем Адам, а позже был пострижен в схиму с именем Димитрий. Последние годы жизни схиархимандрит Димитрий (Смирнов) провел в Свято-Троицком монастыре г. Алатырь в Чувашии.
С 1990 года настоятелем Биляр-Озерской церкви был назначен священник Владимир Царев.
Царёв Владимир Алексеевич родился в городе Ульяновске в 1954 году. В 1990 году ему дали направление служить в приход села Биляр-Озеро. В 1994 году поступил в Московскую Духовную Семинарию и в 1998 году закончил учёбу. В 2001 году его произвели в сан протоиерея.
В 1954 году Биляр-Озерскую церковь посетил Казанский Владыка Сергий.
В 1994 году в июле месяце прихожанами и священнослужителями Свято- Преображенского храма в Биляр-Озеро был приглашен епископ Казанский и Татарстанский Анастасий, который провел в Биляр-Озерском храме Богослужение.
Следующий визит архиерея в Биляр-Озеро произошёл 24 июля 2001 года. Тогда же был приглашен архиепископ Симбирский Прокл.
С 2009 г. настоятелем храма в честь Преображения Господня с. Биляр-Озеро является иерей Сергий Егоров.
Авторы статьи: Е. А. Микушкина, Еричева Екатерина, Андреева Ольга, Царева Мария. Редакция: иер. Дионисий Вырдин
Адрес храма: 423013, Республика Татарстан, Нурлатский район, с. Биляр-Озеро, ул. Зеленая, д. 40.
Настоятель прихода: иерей Сергий Егоров.
Духовное образование — Казанская Духовная Семинария.
Дата хиротонии:
во диакона — 15.08.2009 г.,
во священника — 16.08.2009 г.
Контактный телефон: 8-9372857806 .
Просмотров: 3733